Уютный сайт о здоровье

  • УКР
  • РУС

Детская агрессия: почему возникает и как ее предотвратить?

Детская агрессия: почему возникает и как ее предотвратить?

Что такое детская агрессия и почему она возникает?

Агрессия – это поведение, направленное на причинение вреда кому-либо или чему-либо. Агрессивное поведение детей – это крик о помощи и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии.

Агрессия бывает:

  • вербальная или словесная;
  • невербальная или физическая.

Причины агрессии:

  • агрессия как попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия;
  • как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей;
  • как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя примеру (чаще всего родителей, литературных, кино- и телегероев);
  • если взрослый (особенно родители) позволяет себе оскорбления, унижения, некорректные высказывания в сторону маленького человека, то это приводит к развитию глубоких комплексов и провоцирует развитие детской агрессии;
  • одной из причин агрессивного поведения ребёнка может быть низкая самооценка: если ребёнок не уверен в себе, то в он не уверен и в окружающих, низкая самооценка «рисует» в воображении опасность, которая может исходить от ровесников или родителей. В подобных случаях ребенок, не дожидаясь, когда его обидят, начинает вести себя агрессивно сам, предупреждая таким образом придуманную атаку «из вне»;
  • гиперопека: чрезмерность контроля со стороны родителей может порождать страх, тревогу, агрессию;
  • желание быть лучшим среди сверстников часто подталкивает детей к проявлению агрессивной формы поведения, в таких случаях важно объяснить ребенку, что есть разные пути достижения целей, например, через способности и увлечения;
  • также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности темперамента, наследственность), травмы, заболевания нервной системы.

Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (возрастные кризисы), а также поведение ребенка существенно зависит от эмоционального климата в семье и прежде всего от того, как складываются его отношения с мамой. У детей, привязанных к маме, проявляется больше дружелюбия, они лучше учатся, меньше конфликтуют со взрослыми, больше уверенны в себе.

Агрессия ребёнка может быть направлена:

  • на окружающих людей вне семьи (на педагога, сверстников);
  • на близких людей;
  • на животных;
  • на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);
  • на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);
  • на символические и фантазийные объекты (рисунки, компьютерные игры агрессивного содержания).

Читайте также: Что делать, если ребенок начал заикаться?

Как проявляется агрессия у детей?

Младенческий возраст:

Злость и возмущение, которые выражаются в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: не удовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае – это реакция борьбы за выживание.

Дети от 1 до 4 лет:

Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к поведению ребенка, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: непослушание, упрямство и др. Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет могут быть связаны с ограничением его «исследовательского инстинкта», с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».

Дети от 5 до 7 лет:

Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.

Школьный возраст:

В этом возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество. У подростков-мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек – негативизм и вербальная агрессия (сплетни, критика, угрозы).

В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни – это настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее разрушительных, асоциальных форм, и поощрение ее положительных проявлений, таких как целеустремленность, настойчивость, умение постоять за себя, сказать «нет» тому, что неприятно или вредно для ребенка.

Это интересно: За развитие аутизма и атопического дерматита предположительно отвечают одни и те же гены

Что делать родителям с детской агрессией?

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь.

Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.

Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию – пусть он порезвится один или с приятелем; не давайте сверхактивному ребенку сидеть без дела – пусть его энергия расходуется в «мирных» целях (спорт, научные кружки).

Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.

Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками – в совмест­ных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.

Не прибегайте к физическим наказани­ям.

Игнорируйте незначительную агрессию. Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом: просто “не замечайте” реакцию ребёнка;

Выражайте понимание чувств ребенка: “Я понимаю, что тебе обидно”, переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть).

Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок не услышал в тоне голоса, что вы против него. Не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем.

Контролируйте собственные негативные эмоции. Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту “удочку” – они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

Сохраняйте положительную репутацию ребёнка. Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним: “ты не хотел его обидеть” (публично минимизируйте вину ребёнка).

Демонстрируйте неагрессивное поведение. В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка. Поэтому здесь возможно использование следующих приемов:

  • выдерживайте паузу (выслушивайте молча);
  • тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
  • внушайте спокойствие жестами, мимикой.

На начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать переключение внимания. Переключить внимание ребёнка можно на игру. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.

Играя, соблюдайте следующие правила:

  • всякий раз обязательно хвалите ребёнка: “хорошо”, “молодец”, “умница”, “как у тебя здорово получается”, “смотри, как нам интересно”;
  • атмосфера в процессе игры должна быть обязательно положительной. Наслаждайтесь игрой сами. Она снимет напряжение, раздражение, усталость;
  • даже самые неожиданные и странные ответы ребёнка – хорошие. В игре нет “правильного” или “неправильного”. Хорошо то, что оригинально и нестандартно.

Читайте также: Ранняя диагностика аутизма: когда и на какие симптомы обратить внимание родителям

Методы борьбы с детской агрессией

В первую очередь постараться понять те неудовлетворённые потребности ребёнка, которые вызвали подобное состояние или успели закрепиться на поведенческом уровне.

А в качестве быстрых и эффективных методов разрядки эмоционального состояния можно успешно применять следующие (подходят как детям, так и взрослым):

Выразить весь гнев на бумаге в виде любого спонтанного рисунка карандашами или красками. Просто быстро и хаотично рисовать, не задумываясь о том, что получится. Главная задача — выразить все эмоции на бумагу.

Усилить предыдущий метод можно тем, что взять этот спонтанный рисунок, скомкать со всей страстью и швырнуть куда-нибудь. Рисовать — швырять, рисовать — рвать нужно до тех пор, пока не станет легче.

Если гнев настолько неудержим, что времени на рисунок нет, можно найти урну или коробку и, комкая бумагу, швырять её туда.

Рвать бумагу на мелкие кусочки, подбрасывать вверх и дуть на эти кусочки. Если взять цветную бумагу, будет ещё и очень красиво. Когда гнев поутихнет, из этих разноцветных клочков бумаги можно сделать мозаику и приклеить с помощью клея на чистом листе бумаги.

Бросать мяч в стену, вкладывая в броски все эмоции и обязательно проговаривая свои эмоции. На каждый бросок — эмоция или фраза, выражающая эмоциональное состояние.

Сильно топать ногами, прыгать, бегать, приседать, бить подушку, кататься на велосипеде и т.п. — подойдёт практически любая физическая разрядка, если нет подручных материалов.

Энергично мять руками пластилин, глину или любое другое тягучее вещество.

Громко кричать песни. Не просто петь, а именно орать песни.

Злость часто “уходит” в руки, поэтому и сжимаются кулаки. Снять эмоциональное напряжение поможет фольговый массаж или фольговый “пылесос” — собиратель злости. Ребёнок может помогать. Оторвать кусочек фольги и скатать из него шарик. Этим шариком круговыми движениями массажировать ладошку и каждый пальчик на одной руке, затем — на другой. После оторвать ещё один кусочек фольги и скатать из него «колбаску». И точно такими же массажными движениями пройтись по каждому предплечью обеих рук, с внешней и внутренней стороны.

Каждый описанный метод направлен на контролируемое выражение гнева, а не просто на бездумный и неуправляемый выплеск эмоций.

Также важно помнить, что гнев и злость имеют такое же полноценное право на существование и выражение, как и радость.

Что нужно ребенку:

  • спокойное и доброжелательное отношение, эмоциональная поддержка;
  • делать акцент на сильных и положительных сторонах поведения и качествах ребенка;
  • предлагать приемлемые способы выражения гнева и раздражения (игры и упражнения);
  • говорить с ребенком о своих чувствах и желаниях, учить распознавать эмоциональные переживания свои и других людей, анализировать ситуации;
  • заранее настраивать ребенка на предстоящую неприятную ситуацию;
  • чаще играть в подвижные игры, которые заканчиваются релаксационными упражнениями;
  • рассказывать ребенку о своем опыте проживания трудных ситуаций, о своих победах и поражениях.

Будьте внимательны к своим потребностям и чутки к потребностям своих детей.

 

Добавить комментарий

Войти через Ваше имя
Пожалуйста, укажите ваше имя
Электронная почта
Пожалуйста, укажите ваш e-mail
Комментарий
Пожалуйста, оставьте комментарий

наверх
Данная информация предоставлена
с ознакомительной целью.
Не занимайтесь самолечением
Яндекс.Метрика
bigmir)net TOP 100