Психосоматика: 5 теорий, которые объясняют причины развития болезней

В целом специалистами точный механизм развития психосоматических расстройств так и не установлен. Взамен мы имеет целый ряд теорий, которые так или иначе обосновывают развитие соматических болезней на фоне психических реакций. К ним относятся:
Читайте также: Психосоматика боли в пояснице: когда причины психологические?
Теория эмоционального конфликта
Теория «специфического эмоционального конфликта», показавает решающее значение эмоциональных состояний напряжения (эмоциональных конфликтных ситуаций и их физиологических коррелятов) на функцию органов.
Неспособность к эмоциональному резонансу
Теории «алекситимии» (неспособности к эмоциональному резонансу) и «оперативного мышления» (конкретного мышления, свободы от сновидений), в соответствии с которыми психосоматические больные имеют особый патогномонизм интрапсихической переработки внутриличностных конфликтов и специфику вербального поведения
Последствия стресса
Данная теория рассматривает психосоматические заболевания как один из результатом стресса. Причём, в данном направлении отмечается весьма большое число отдельных направлений изучения психосоматической патологии (стресс и адаптационные реакции, стресс и стрессорные повреждения, стресс-факторы и картина их субъективного переживания и т. д.).
Нейрофизиологическое направление
Суть этой теории заключается в том, что нарушения кортикальных функций рассматриваются как причина развития висцеральной патологии. При этом учитывается, что все внутренние органы имеют своё представительство в коре головного мозга. Влияние коры больших полушарий на внутренние органы осуществляется лимбико-ретикулярной, вегетативной и эндокринной системами.
Функциональная асимметрия мозга
Читайте также: Психосоматика: мифы и правда
В случае социальной дезадаптации функциональная асимметрия мозга достигает «критической зоны» и это приводит к возникновению психосоматической патологии. Изменяется работа функционально асимметричных (имеющих временную асимметрию в секреторной и двигательной деятельности) физиологических систем организма, что способствует выходу функциональной асимметрии мозга из «критической зоны».