Уютный сайт о здоровье

  • УКР
  • РУС

Задержка психического развития или аутизм: главные методы диагностики и коррекции

Задержка психического развития или аутизм: главные методы диагностики и коррекции

Расстройства аутистического спектра и аутизм представляют обширную группу состояний, при которых наблюдаются различные нарушения психического развития. Нередко заболевание приходится дифференцировать с задержкой психического развития у детей. Постановка верного диагноза крайне важна для дальнейшей терапии и коррекции.

Задержка психического развития у ребенка: как она проявляется?

Задержка психического развития (ЗПР) у ребенка проявляется в виде отставания в развитии и психического или психофизического инфантилизма. Данный диагноз определяет пограничную патологию, при которой могут быть выявлены различные особенности психики, например, излишняя лабильность, эмоциональность или неуравновешенность. Выраженность проявления зависит от причины патологии. К основным факторам задержки психического развития относятся:

  1. Соматическая патология: частые инфекционные или аллергические заболевания, врожденная патология легочной или сердечно-сосудистой системы способствуют нарушениям развития и роста ребенка, что проявляется астенией, психологическими сложностями в коммуникации и обучении. Такие дети часто боязливы или неуверенные в себе. На фоне должного лечения основной патологии удается улучшить психологическое и физическое состояние ребенка.
  2. Психогенные нарушения в результате хронического стресса в семье или неблагоприятной ситуации в детстве. Такие дети испытывают большие сложности в детском саду или школе. При обследовании определяют нарушения мышления, восприятия и обработки информации, невнимательность и рассеянность.
  3. Нарушение развития конституционального происхождения, при котором у детей наблюдаются проблемы с поведением и излишняя игровая мотивация, что приводит к сложностям с обучением, однако хорошо поддается психологической коррекции.

Причиной задержки психического развития также могут быть предшествующие заболевания матери во время беременности, травмы или осложнения в родах с кислородным голоданием ребенка. Реже причиной данного состояния является органическое повреждение мозга в раннем детстве. В результате многочисленных факторов, при задержке развития нейронная активность головного мозга замедлена, что влияет на развитие ребенка и его психоэмоциональное состояние.

Вам может быть интересно: Открыт ряд новых генов, ответственных за нарушения психического развития

Как проявляется задержка развития и в чем отличия от аутизма?

Проявления задержки психического развития у детей зависит от возраста:

  • груднички хуже реагируют на окружающие звуки, позже начинают лепетать или не так активно реагируют на голоса родителей, реже смеются и улыбаются;
  • в старшем возрасте такие дети испытывают сложности в речи, позже начинают говорить и не способны произносить сложные слова или повторять длинные предложения;
  • интерес ребенка с ЗПР снижен, детские мультфильмы, передачи или книги не вызывают эмоций или ребенок испытывает трудности с восприятием информации;
  • у некоторых детей имеются моторные нарушения, что проявляется невозможностью совершать аккуратные мелкие или крупные движения, например, складывать детали игрушек или составлять фигуры из мелких частей;
  • эмоциональная лабильность проявляется нестабильностью психики, раздражительностью или частой малой эмоциональностью;
  • некоторые дети с трудностью выполняют просьбы родителей или не вслушиваются в обращенную к ним речь.

Однако, в отличие от аутизма и расстройств аутистического спектра, дети с задержкой психического развития способны коммуницировать, имеют менее выраженные социальные дефициты и не страдают навязчивым расстройством поведения. О задержке психического развития свидетельствует навык ребенка использовать общение для получения желаемого или привлечения внимания родителя. Если ребенок использует жесты, мимику или малый набор слов для вступления в контакт, требуется детальное обследование для исключения аутистических расстройств и раннего начала терапии, которая позволит выявить истинную причину психоэмоционального состояния ребенка.

ребенок лепит фото

Основные методы диагностики и коррекции задержки психического развития

Обследование и наблюдение включает консультацию педиатра и детского психотерапевта. Диагностика проводится при помощи осмотра, опроса, беседы и наблюдения за поведением маленького пациента. В настоящее время специалисты используют специальные опросники и оценочные шкалы, согласно которым определенное число критериев свидетельствует в пользу конкретного нарушения. Большое значение имеет наблюдение проявлений состояния во времени и оценка изменений психоэмоционального поведения ребенка.

Вам будет интересно: Домашнее насилие над детьми ведет к задержкам в их физическом и психическом развитии

Основу коррекции составляет психиатрическая и педагогическая помощь. Обучение в специальных учебных заведениях рекомендовано для детей с задержкой развития или другими расстройствами. В комбинации с поведенческой терапией, арт-терапией и занятиями с логопедом удается развить и улучшить базовые навыки, улучшить речь, мышление и обучаемость ребенка. Также показана психологическая поддержка родителей и консультирование со специалистом для нормализации атмосферы в семье. Такой комплексный подход обладает хорошим терапевтическим потенциалом и улучшает качество жизни пациентов с диагнозом задержки психического развития.    

 

ДРУГИЕ СТАТЬИ

ребенок и папа фото

ЭКО и аутизм: есть ли взаимосвязь?

аутизм фото

Новые методы коррекции аутизма: терапия стволовыми клетками пуповинной крови

арт-терапия фото

Арт-терапия для развития творческого потенциала у детей с аутизмом

Добавить комментарий

Войти через Ваше имя
Пожалуйста, укажите ваше имя
Электронная почта
Пожалуйста, укажите ваш e-mail
Комментарий
Пожалуйста, оставьте комментарий

наверх
Данная информация предоставлена
с ознакомительной целью.
Не занимайтесь самолечением
Яндекс.Метрика
bigmir)net TOP 100